BEE-PORTALBEE-PORTAL
 BEE-PORTAL
 
BEE-PORTAL   МЕНЮ САЙТА
   Закон и право, юридические услуги
Транспорт, мото, Авто, расписание
 Товары и услуги, доставка
 Интернет магазины
 Недвижимость, аренда-продажа
  Медицина,здоровье, лечение
 Мода, красота, салоны красоты
 Развлечения, отдых, хобби
Интернет, реклама, услуги
Компьютеры, Софт, ремонт
 Фото, фотоуслуги, картинки, обои
 Анекдоты, Юмор, приколы
  Ежедневный гороскоп
  Магия,гадание, сонник
  Цветы и подарки, сувениры
  Поздравления, Открытки
  Знакомства, чат, доски объявлений
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон:
Ваш вопрос
(можно кратко)


  Юлькин Улей   BEE-PORTAL

Жизнь-это та дистанция, на которой глупо торопиться к финишу.
 

Современные мобильные видеоформаты.

Естественным и логическим этапом развития мобильной связи является возможность передачи и просмотра видео на мобильных телефонах. И если качественную передачу и просмотр видео в реальном времени на сегодняшний день обеспечивают только сети 3G (в перспективе 4G), которые имеют распространение в странах Юго-Восточного региона, то в сетях GSM в настоящее время возможен достаточно комфортный просмотр видеоинформации, предварительно скачанной из сети, или приготовленной собственноручно.

В настоящее время практически все вендоры мобильного рынка оснащают свои аппараты встроенными камерами с возможностью записи и воспроизведения видеофайлов. Используемый при этом видео-формат основан на протоколе MP4/3gp, однако это совсем не значит, что современные телефоны не умеют понимать и другие форматы представления видеоданных. Давайте рассмотрим самые популярные из них.

MP4 Video и (как частный случай) 3GPP. - Этот стандарт вошел в обиход сравнительно недавно, благодаря компании Philips, приложившей немало усилий для адаптации стандарта MPEG-4 для потокового вещания. В результате получился стандарт с коротким названием MP4. производным от него является стандарт 3GPP, ставший основным в камерофонах с возможностью записи видео. Изначально являлся базовым в смартфонах SonyEricsson, для них был даже разработан специальный софт для просмотра - PVPlayer, разработанный компанией PacketVideo, позволяющий проигрывать видео на полный экран. В настоящее время этот проигрыватель доступен практически для всех смартфонов на базе операционных систем Symbian, Windows Mobile, а также для КПК класса PocketPC.

Видеофайлы этого стандарта имеют расширение *.mp4 и *.3gp. Все плееры, способные проигрывать MP4, могут проигрывать и 3GPP, и наоборот. В последних версиях базового проигрывателя смартфонов S60 RealOne проигрывание этого типа файлов предусмотрено по умолчанию. Файлы с расширениями *.mp4 и *.3gp очень похожи и, по сути, представляют из себя одно и то же, только с разными расширениями.

Преимущества, недостатки и ограничения формата

Основным преимуществом этого формата является универсальность. Для просмотра файлов в этом формате не потребуется никакого дополнительного софта. Ролик можно просмотреть на любом телефоне, имеющем камеру с возможностью записи видео. При несовпадении размеров изначальной картинки, она автоматически преобразуется в размер, поддерживаемый телефоном. На этом достоинства формата заканчиваются, и начинаются недостатки. Их намного больше.

Изначально смысл этого формата заключался в возможности оперативной записи видеоматериала с помощью встроенной камеры, последующего просмотра и отправки в качестве вложения в MMS (ограничение в 100 Кб). Поэтому качество видеороликов очень низкое.

Оно обусловлено низким разрешением картинки, которое может быть либо QCIF (176x144), либо sub-QCIF (128x96), низкой частотой кадров - не более 15 в секунду, и особенностями записи звука. Звук, сопровождающий видеофрагмент, может быть записан в формате AMR (максимальный поток 12.2 кбит/c), либо WB AMR (поток 23.05 кбит/с).

Оба формата никак не дотягивают до качества привычного мр3, не говоря уже о CD или DVD качестве. При просмотре часто заметны артефакты изображения, возникающие из-за сильной компрессии видеоролика (все те же ограничения на размер ролика). Плюс ко всему сказанному разрешающая способность встроенных камер при записи видео пока далека даже от VGA формата (640x480).
Все эти недостатки в конечном итоге упираются в особенности спецификации MPEG-4, который очень плохо себя чувствует при низких скоростях потока. На скриншоте приведен кадр из ролика, снятого камерой телефона Нокия 6670 с экрана монитора во время подготовки материала.

Для большей наглядности я вывел также и информацию о нем. Обратите внимание на величины потоков, частоту кадров и формат записи аудио. Этот замкнутый круг (низкое качество-малый размер ролика) обусловлен низкой пропускной способностью GSM сетей, на использование которых и был ориентирован этот формат. Но даже при всех ухищрениях программистов размер, занимаемый роликом, оказывается значительно большим, чем при использовании формата rm.
Для сравнения на скриншотах 2 и 3 приведено воспроизведение того же ролика с использованием штатного
                 

                                                           RealOne                                           и PVPlayer.
Так что общим выводом будет следующий - повсеместно распространенный, но морально устаревший формат, использование которого в камерофонах обусловлено лишь несовершенством встроенных камер и малой мощностью центрального процессора. Можно смело прогнозировать повсеместный отход от этого стандарта в самое ближайшее время и замену его более прогрессивными типами видеозаписи.
Real Video - самый распространенный сетевой потоковый аудио/видео стандарт, предложенный фирмой RealOne, широко используемый для представления в Интернете и кабельных сетях музыки и видео. Стандарт завоевал огромную популярность во всем мире как средство размещения в Интернете аудио/видео контента с малым размером файлов и вполне приличным качеством. Небольшой размер выходного файла позволяет существенно экономить трафик при трансляции по каналам связи, в том числе и в GSM-сетях. Файлы RealVideo обычно имеют расширение ".rm", ".ram" или ".rmvb".
Для воспроизведения на телефоне файл должен иметь геометрию изображения не больше 208x176 точек и содержать общий поток данных не выше 340 кБит/с. Приведенные значения величины потока являются максимальными. В зависимости от модели телефона их придется уменьшить в несколько раз. Этот формат интересен в первую очередь как стандарт для конвертации видеороликов и музыки с таких источников, как DVD, AVI и МР3-файлы и им подобных. Плеер для проигрывания файлов в формате RM уже установлен в смартфонах S60. Для просмотра видео остается выбрать оптимальное соотношение размера/качества/величины потока с учетом емкости карты памяти и производительности центрального процессора смартфона.

Для перевода контента в этот формат существует разнообразное программное обеспечение, начиная с плагина к Акробат Премьер, и кончая различными специализированными конверторами.
Преимущества и недостатки формата
Самым существенным недостатком RealONE-плеера в аппаратах на платформе Symbian является неумение проигрывать видео на весь экран. Изображение всегда располагается между верхней и нижней служебными строками. Реальный размер такого изображения для смартфонов Нокия составляет 176x144 точки. Как это выглядит на телефоне можно увидеть на скриншоте.
VICS Video - Этот видеостандарт существует уже 2-3 года, но компания-разработчик только совсем недавно предоставила его для самостоятельного изготовления видео-файлов в этом формате. Но в европейских беспроводных сетях TV-вещания он живет и успешно эксплуатируется.
Формат является потоковым и предназначен для просмотра он-лайн видео. Файлы этого стандарта имеют расширение .vic . Плеер для просмотра такого видео (под названием VICS NanoPlayer) существует для различных платформ, в том числе и для Symbian S60. Судя по качеству воспроизводимого видео, формат относится к классу MPEG со всеми его ограничениями и недостатками. Демо ролики доступны на сайте компании производителя.

MobiClip Video - классический MPEG-1. В октябре 2003 компания MobiClip представила очень интересный формат MO. Формат является по сути универсальным. Файлы, сконвертированные в этом формате, имеют расширение *.mo и могут нести в себе звук, видео и flash-анимацию.
На сайте производителя этот формат рекламируется как мобильное полноэкранное видео без тормозов. Единственным его ограничением является, пожалуй, лишь его непотоковый характер. То есть для просмотра необходимо "залить" весь файл целиком и лишь потом смотреть. Другим, не принципиальным, но существенным ограничением формата является объем полученных файлов. Он заметно превышает упомянутые ранее форматы сжатия изображения. Но за качество надо платить, а карты памяти стремительно дешевеют. Благо многие аппараты на последних прошивках позволяют без проблем использовать карты вплоть до 1 Гб. Таким образом, и на телефонах появился формат видео, способный обеспечить высокое качество изображения при практически кинематографической частоте кадров. Качество воспроизведения зависит лишь от объема доступной памяти. Видеоролик проигрывается на полный экран.

К сожалению, в текущих версиях проигрывателя для этого формата пока не реализована прокрутка. Да и за софт просят заплатить.
DivX, AVI- Самый популярный компьютерный видеоформат добрался и до мобильных телефонов. Компания-разработчик Lonely Cat Games представила конвертор для подготовки, кодеки и видеоплеер для просмотра обычного AVI-видео на смартфонах. Кодирование в этот формат возможно как при помощи платного оригинального софта, так и при помощи хорошо знакомого и бесплатного VirtualDub. Причем при кодировании в этот формат возможно использование как весьма распространенного DivX, так и более современного Xvid видеосжатия.
                                       

В настоящее время существуют плееры для всех основных мобильных платформ, включая и карманные компьютеры. Чуть позже аналогичный софт и проигрыватели были предложены и другими производителями. Конвертируем в RM
В предыдущей статье мы рассмотрели основные мобильные видеоформаты. Пришла пора познакомиться с их практическим применением. В этой части будут рассмотрены общие принципы перевода видеоизображения в rm формат и наиболее распространенные программы-конверторы.
В настоящее время де-факто стандартом для хранения практически любого видеоконтента стал avi-формат с использованием алгоритмов сжатия на основе DivX или XVid кодеков (MPEG-4). Именно такие файлы чаще всего и приходится готовить для просмотра на мобильном телефоне. Поэтому в качестве тестового фрагмента был выбран отрезок длительностью 1 минуту, содержащий 1544 кадра (frame) из популярного российского блокбастера "Ночной дозор". Отрезок содержит как статичные, так и очень динамичные сцены, что позволяет оценить качество кодирования при различных значениях частоты кадров и величинах потока.
Для того, чтобы в дальнейшем оперировать значениями битрейта, частоты кадров, размера конечного файла, качеством воспроизведения и их взаимоотношением, этот видеофрагмент был переведен в несжатый вид программой VirtualDub. Сделано это было по причине того, чтобы в дальнейшем можно было сделать заключение о наиболее удачном соотношении этих параметров, позволяющих получать качественное воспроизведение видео без тормозов и графических артефактов с учетом мощности процессора мобильного телефона и емкостью карты памяти (сохранение полученного файла).
Мне хотелось неким образом стандартизировать процедуру кодирования и предложить наиболее оптимальный вариант параметров кодирования для смартфонов S60. Хочу сразу отметить, что все описанные ниже процедуры манипуляции с видеофрагментом предназначались для последующего просмотра на смартфоне Нокия 6670. Для других аппаратов значения могут незначительно меняться с сохранением общего принципа взаимоотношения рассматриваемых параметров.
В итоге был получен исходный фрагмент видеоизображения со следующими параметрами.
Длительность - 1 мин 2 сек
Размер - 544 Мб
Битрейт - 73731Кбит/сек
Частота кадров - 25
Звук - мр3
Битрейт - 160 Кбит/сек, стерео
Частота дискретизации - 44100 Гц
Конвертируем в RM
RealSystem Producer
Одной из наиболее удобных программ для конвертирования видео в rm является программа RealSystem Producer от компании RealNetWorks.
Я достаточно давно знаком с этой программой, и, поэтому, предлагаю вашему вниманию полное руководство по использованию этого конвертора для кодирования видеоизображения в формат, который понимает и легко воспроизводит любой смартфон.Программа поддерживает следующие типы аудио и видео файлов:
  • Uncompressed AVI
  • Uncompressed QuickTime 3, 4, and 5
  • Compressed AVI (.avi)
  • AIFF (.aif, .aifc, .aiff)
  • Moving Pictures Experts Group (.mpg, .mpeg, .m1v, .mp2, .mp3, .mpa, .mpe, .mpv2, .m3u)
  • Audio for Windows (.wav)
  • QuickTime 2 Content (.mov, .qt)

По общим принципам работы программа очень напоминает уже упоминавшийся VirtualDub. Точнее говоря, в программе реализован тот же подход, что и VDub, только в отношении rm. Вначале открывается исходный файл (avi), затем задаются параметры кодирования, и происходит конвертация. Поэтому для тех, кто хоть раз сталкивался с VDub, никаких проблем возникнуть не должно.
Главное окно программы состоит из нескольких окон.
Конвертируем в RM
  1. Окно исходного файла
  2. Название предварительно сохраненных параметров кодирования
  3. Окно конечного файла
  4. Выбор источника. Программа позволяет кодировать видеоряд с различных устройств. Для преобразования файла отмечается бокс "Input File".
  5. Настройка параметров кодирования, выбор кодека, скорости потока, частоты кадров и т.д.
  6. Окно, позволяющее провести обрезку видеоизображения.
  7. Информация о клипе.
  8. Название конечного файла
  9. Путь для сохранения конечного файла.
  10. Окно статуса кодирования.
  11. Кнопки начала/завершения кодирования.
  12. Кнопки сохранения и загрузки параметров.
  13. Кнопки статистики и лога.

Интерфейс программы интуитивно понятен, и разобраться в нем не составит сложностей.
Рассмотрим наиболее важные настройки параметров кодирования. Открываем чекбокс "Audiences" и попадаем в окно настроек.
Конвертируем в RM

Пункты 1-2 можно оставить в значении по умолчанию. В пункте 3 лучше использовать RealVideo 8 или RealVideo G2 with SVT для большей совместимости. Иначе при воспроизведении можно остаться без изображения. Параметр 4 несколько замедляет процесс кодирования, но по заявлению разработчиков улучшает конечный результат.
Аналог этого процесса знаком по процедуре многопроходного кодирования при использовании VDub и DivX кодирования. Можно оставить включенным, если время кодирования не лимитирует. 5 пункт позволит привести изображение в размере, который воспроизводится на смартфонах S60. Выставляем значения 176х144 и убираем галочку с пункта "Сохранять соотношения".
В пункте 6 отмечены предустановленные профили кодирования для различного типа сетей. Активные находятся в окне 8. Поступаем очень просто. Удаляем все профили. кроме одного, и сохраняем оставшийся под новым именем (My) - пункт 7. В итоге получаем профиль, пригодный для дальнейшего редактирования.
Конвертируем в RM

Нажимаем на "карандаш" в нижней части панели.
Конвертируем в RM

Начинается самое интересное.
В пункте 1 видим сохраненный ранее профиль, редактирование которого мы сейчас продолжим.
Пункт 2. Одна из самых важных настроек - непосредственно влияет на качество воспроизведения и тормоза при просмотре. Кроме того, от величины потока зависит размер получаемого файла. Современные аппараты способны справиться с суммарным потоком в пределах от 80 до 150 Кбит/сек. Конкретная величина зависит от модели телефона. Для смартфонов недавнего прошлого (Нокия 3650, 3660, 7650) суммарная величина потока не должна превышать 100 Кбит/сек. Для более новых аппаратов она может доходить до 150 Кбит/сек. Значение выбирается опытным путем, но, как правило, величина потока в 80-90 Кбит/сек удовлетворяет требованиям оптимального соотношения качества воспроизведения/размер полученного файла.
Пункт 3. Еще один критичный параметр. Процессоры современных смартфонов пока не справляются с кинематографической частотой кадров. Следует отдать должное программистам, создавшим описываемый софт. Даже уменьшение частоты до 12-15 кадров/сек. не приводит к рывкам изображения даже в самых динамичных сценах. При установки частоты 20 кадров/сек. начинают появляться заметные "тормоза" при проигрывании. Изображение на несколько минут замирает, затем воспроизведение продолжается. Повышение частоты кадров приводит также к увеличению размера конечного файла.
В пунктах 4 и 5 рекомендуется выставить следующие значения:
Voice codec - 16 kbps Voice (RA8)
Music codec - 16 kbps Music
Voice codec - 64 kbps Voice
Music codec - 96 kbps Stereo Music - RA8

 теперь переходим к практической части.
Наш тестовый фрагмент был сконвертирован в rm с различными настройками величин потока и частотой кадров. Посмотрите, что из этого получилось:
Длительность воспроизведения, исходный размерВеличина потока Кбит/секЧастота кадровРазмер КбВозможные артефакты
1 мин, 544 Мб8020699Изображение сильно тормозит, заметны графические искажения
1 мин, 544 Мб8018622Тормоза, графические искажения
1 мин,544 Мб8015616Тормоза исчезли, остались искажения
1 мин, 544 Мб10015767Артефакты остались только в самых динамичных сценах, тормозов нет
1 мин, 544 Мб12015919Артефактов нет, тормозов нет, изображение четкое
1 мин, 544 Мб150151110Увеличение размера без изменения качества воспроизведения
1 мин, 544 Мб200151480Тормозов и искажений нет
1 мин, 544 Мб300152230Появляются тормоза
1 мин, 544 Мб400152980Воспроизведение  невозможно, картинка зависает

Для чистоты эксперимента величина потока поднималась для определения верхнего порога, с которым еще мог справиться телефон. При скорости потока в 300 Кбит/сек. воспроизведение начинало заметно подтормаживать, а при 400 Кбит/сек практически полностью замирало.
Таким образом, все проделанные эксперименты позволяют сделать следующие выводы.
  1. Фильмы с динамичными сценами воспроизводятся без тормозов и искажений при величине потока 120Кбит/сек и частоте кадров 15 fps.
  2. При этом "вес" минуты составляет примерно 1 Мб, так что для двухчасового фильма вполне достаточно карты памяти объемом 128 Мб.
  3. Дальнейшее увеличение битрейта (скорости потока) реального выигрыша в качестве воспроизведения не дает, а лишь приводит к увеличению размера конечного файла.
  4. Не следует бояться заниженной скорости воспроизведения (15 fps). Оптимизация самого кодека и малый размер экрана мобильного телефона нивелируют искажения при просмотре даже очень динамичных сцен.

В заключение хочу отметить, что указанный алгоритм создания фильма справедлив не только для смартфонов S60, но и для других портативных устройств - коммуникаторов, карманных компьютеров и т.д., так как плеер RealOne при помощи которого происходит просмотр, доступен для разных платформ. Сама программа стала платной, но в сети еще можно отыскать бесплатную бета версию, при помощи которой и проводились все описанные выше манипуляции.
WinAVI Video Converter
Еще одна программа, при помощи которой можно сконвертировать видеофайл в rm для просмотра на смартфоне.
Системные требования:
Minimum
Pentium II 233 PC or higher
 
32MB RAM or more
 
DVD-ROM
 
DVDRW/CDRW burner (Optional)
Recommend
Pentium III 450 PC or higher
 
64MB RAM or more
 
DVD-ROM
 
DVDRW/CDRW burner (Optional)
Operating system
Windows 95, 98/98SE, Me, NT4, 2000 or XP/2003

В качестве входных файлов могут выступать AVI, ASF, mov, WMV, swf.
Кроме этого позволяет взаимно конвертировать файлы из всех указанных форматов друг в друга, записывать VCD, SVCD, DVD.. Поддерживает русский интерфейс и пакетный режим работы. Работа с программой максимально упрощена. Вначале в главном окне программы выбирается необходимый формат, в который нужно перевести видеофайл.

Для конвертации в RM в системе должен быть установлен Real Player и набор соответствующих библиотек. При их отсутствии программа предложит скачать их самостоятельно и представит ссылку.
Нажимаем кнопку "Все в RM". Выбираем наш тестовый файл и переходим к закладке расширенных опций. Для подбора оптимального соотношения качества/размера готового изображения в программе присутствует несколько пресетов. Изучить их подробно вы сможете самостоятельно, я лишь приведу наиболее оптимальные настройки.
  1. Audio Mode - Music
  2. Video mode - Slidshow
  3. Picture size - 176x144. Здесь я отмечу один принципиальный момент. Если выбрать другой размер изображения, то на экране телефона мы увидим уменьшенный вариант картинки.

Сказываются ограничения, заложенные в самом плеере.
4. Quality - LAN_HIGH
5. Audio sample rate - 44100
Качество полученной при таких настройках картинки можно оценить по скриншоту.

В случае выбора максимальных настроек размер минуты изображения будет составлять чуть более 3 Мб. Но при таком качестве фильм при воспроизведении на телефоне будет жутко тормозить. Выбор минимального значения - 56K_Modem приводит к обратному эффекту. Тормоза исчезают, но качество картинки резко падает. Становятся заметными графические артефакты. Изображение распадается на отдельные квадраты. Такую же картинку можно увидеть и при воспроизведении на компьютере сильно пережатых avi-файлов. При этом размер файла уменьшается до 269 Кб, то есть более, чем в 10 раз. Если ваша карта памяти небольшого объема, то это может оказаться единственным решением. А с потерей качества придется смириться.
Оптимальным выбором оказался LAN_HIGH. Размер конечного ролика был чуть более 1 Мб, артефактов не отмечалось, плюс ко всему исчезли тормоза. Сравнивая это значение с полученными ранее файлами при использовании RealSystem Producer, можно заметить, что именно такой размер имеет файл при скорости потока в 120 Кбит/сек и 15 fps. Только при использовании этого конвертора авторы упростили пользователю выбор, предложив несколько готовых настроек. Возвращаемся в главное меню, выбираем директорию для сохранения конечного файла, и жмем на кнопку. Через некоторое время на винчестере в указанной директории будет лежать готовый сконвертированный файл.
Общие впечатления
Удобная программа. По качеству кодирования не уступает Helix Producer, но настройки значительно проще. Основной недостаток - платность. Стоимость Standard Edition составляет US$ 29.95.
Воспользовавшись описанным в данной статье программным обеспечением, вы без труда сможете перевести клип или фильм в формат RM и посмотреть его на смартфоне.


Контакты
г. Москва, написать On-line cообщение

Все права на материалы, находящиеся на нашем сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта, ссылка на наш сайт  обязательна.

 

Юлькин Улей
2002